Сейчас почти каждый третий на мировом рынке карьер-

ный самосвал – белорусский. за всю свою историю Белаз
разработал более 500 моделей и модификаций карьерных
самосвалов имашин специального назначения, выпустив
146 тыс. единиц техники, география поставок которой
насчитывает 72 станы мира.

история Белаза начинает свой отсчет с 1948 г., когда

было принято решение о строительстве завода торфяного
машиностроения в районе железнодорожной станции
жодино. В мае 1950 г. завод «торфмаш» выпустил первую
продукцию для добычи и переработки торфа. но уже в
1951 г. «торфмаш» перепрофилирован в завод дорожных
и мелиоративных машин. основной продукцией стали при-
цепные и навесные машины на базе тракторов. В середине

1950-х годов «дормашу» были переданы для производ-
ства машины для содержания дорог – плужные и шнеко-
роторные снегоочистители, поливомоечные машины, лапо-
вые снегопоргузчики. 

ПерВые карьерные

Специализация на производстве дорожных и мелиора-

тивных машин у «дормаша» была не продолжительной –
уже в конце 1950-х годов завод стал автомобильным.
Эпоха послевоенного восстановления страны, начало мас-
штабного освоения земных недр – это требовало наращи-
вания производства самосвалов особо большой грузо-
подъемности. В 1950-е годы единственным изготовителем
такой техники был минский автозавод, выпускавший

самосвал маз-525 грузоподъемностью 25 т. однако мощ-
ностей для удовлетворения потребностей народного
хозяйства было недостаточно. тяжеловесы выпускались в
очень ограниченном количестве: с 1950 по 1959 гг. изго-
товлено чуть более 800 самосвалов маз-525. 

17 апреля 1958 г. завод «дормаш» перепрофилирован

на выпуск самосвалов грузоподъемностью 25 т и пере-
именован в Белорусский автомобильный завод. 

Производству большегрузных самосвалов на новом

предприятии предшествовала огромная подготовительная
работа. от выпуска навесных и прицепных машин пред-
стояло перейти к выпуску исполинских грузовиков.
Предстояло возвести недостающие производственные кор-
пуса, оснастить завод необходимым технологическим обо-

спецавтотехника

22

Завод боЛЬшИХ ГРУЗовИКов

Владимир ноВоСелоВ

в 2018 году белорусский автомобильный завод отмечает 70-летие. Пройдя путь от небольшого предприя-

тия по выпуску техники для торфяной промышленности до крупнейшего в мире завода по производству

карьерных самосвалов, белаЗ продолжает уверено смотреть в будущее и покорять мир своими уникаль-

ными разработками.