рудованием, построить сборочный конвейер, укомплекто-
вать штат квалифицированными кадрами и сделать еще
много чего недостающего для полноценного производства
большегрузов.

1 ноября 1958 г. из ворот предприятия вышел первый

самосвал маз-525. для своего времени его характеристи-
ки впечатляли: грузоподъемность – 25 т; двигатель – д-
12а (танковый), дизельный, 12-цилиндровый, V-образный,
мощностью 300 л.с.; ковшовый кузов особой конструкции
позволял перевозить скальные грунты.

Белорусский автозавод стремительно наращивал

выпуск большегрузных самосвалов. до конца 1958 г.
Белаз собрал 16 машин, в 1959-м – 432, в 1960-м – 697,
в 1961-м – 863. Планомерно наращивая объемы про-

изводства, жодинский завод за один лишь 1961 г. по -
строил 25-тонников больше, чем минский за 10 лет.

В 1960 г. с минского автозавода на Белаз было переве-

дено производство еще одного большегрузного самосва-
ла– маз-530, собиравшегося на мазе с 1957 г. В отличие
от 525-го маз-530 имел три оси, его грузоподъемность
равнялась 40 т, а двигатель д-12а-450 развивал мощность
450 л.с.

ноВая концеПция

Большегрузные первенцы советского автопрома имели

существенные конструктивные недостатки. из-за длинной
ко лесной базы машины обладали плохой маневренностью
(особенно маз-530), им был присущ излишний собствен-

ный вес, большая металлоемкость, неэффективная транс-
миссия, недостаточная мощность двигателя, у маз-525
зад ний мост имел жесткое крепление, а у маз-530 была
балансирная подвеска задней тележки. Вывод очевиден–
для самосвалов сверхвысокой грузоподъемности нужны
были принципиально иные конструктивные решения, от -
личные от тех, что применяются на классических грузови-
ках, по образу которых были созданы маз-525 и маз-530.

В 1960 г. конструкторы Белаза приступили к разработ-

кепроекта нового карьерного тяжеловоза, а в сентябре
1961-го из ворот автозавода вышел первый опытный
образец самосвала Белаз-540. В 1964 г. была собрана про-
мышленная партия из 20 машин, в серию эта модель
пошла в 1965г., сменив на конвейере маз-525.