В конструкцию этого автомобиля было заложено много

технических новшеств, нацеленных на эффективную
работу в условиях карьеров. Это впервые примененная в
отечественном автомобилестроении пневмогидравличе-
ская подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода
как в груженом, так и в порожнем состоянии. Гидро меха -
ни ческая передача, которая также впервые в практике
нашего машиностроения была использована для грузо-
виков. оригинальная компоновка: расположение кабины
сбоку от двигателя позволило уменьшить колесную базу
и снизить длину машины, повысив тем самым маневрен-
ность. Плат форма ковшового типа позволила снизить
центр тяжести и улучшить устойчивость автомобиля.
Собственная масса Белаз-540 по сравнению с маз-525
была уменьшена на 3т (до 21 т), а грузоподъемность уве-
личена до 27 т. двигатель д-12а-375 развивал мощ-
ностью 375 л.с. максимальная скорость возросла с 30 до
55 км/ч.

Параллельно с освоением серийного выпуска самосва-

лов Белаз-540 велась разработка более тяжелой версии –
Белаз-548 грузоподъемностью 40 т. обе машины были
конструктивно идентичны и имели широкую унификацию.
В 1962 г. был изготовлен первый 40-тонник с 525-сильным
двигателем д-12а-525. В серию, в 1967 г., Белаз-548 с
индексом «а» пошел уже с новым ярославским двигате-
лем ямз-240н.

С освоением на ярославском моторном заводе серий-

ного выпуска 12-цилиндровых V-образных двигателей
семейства ямз-240 самосвалы Белаз начали комплекто-

ваться этими моторами с 1967 г.: Белаз-540а – 360-силь-
ной версией; Белаз-548а – 500-сильной.

наращиВая ГрузоПодъемноСть

Следом за 27- и 40-тонным самосвалами на

Белорусском автозаводе в 1968 г. был создан Белаз-549
грузоподъемностью 75 т. Главным отличием этой машины
от предшественников стала электромеханическая транс-
миссия. ее суть заключалась в том, что дизельный двига-
тель приводил в действие тяговый генератор, который, в
свою очередь, передавал энергию на электродвигатели,
расположенные в задних колесах. Белаз-549 был запущен
в производство в 1976 г. на серийных автомобилях стал
применяться 1050-сильный дизельный двигатель 6Чн. 

Электромеханическую трансмиссию получила следую-

щая, еще более мощная, модель карьерного самосвала
Белаз-7519. Этот гигант имел грузоподъемность 110 т, на
нем устанавливался дизельный двигатель 12дм мощ-
ностью 2300 л.с. опытный образец самосвала был собран в
1977 г., в серию машина пошла в 1981 г. Впоследствии
была освоена модернизированная версия Белаз-7512 гру-
зоподъемностью 120 т.

Белорусский автозавод продолжал наращивать грузо-

подъемность самосвалов. Следующим стал Белаз-7521
грузоподъемностью 180 т, выпущенный в 1979 г. Эта
машина также получила электротрансмиссию. В 1983 г. в
серию пошла усовершенствованная версия Белаз-75211 с
силовой установкой коломенского тепловозостроительного
завода. 

В 1990 г. Белорусский автозавод преодолел планку в

280 т, выпустив самый большой на тот момент самосвал
Белаз-75501. его конструкция разительно отличалась от
выпускавшихся на тот момент белорусских карьерных
самосвалов: рама автомобиля – шарнирно-сочлененная,
передние колеса (также, как и задние) – сдвоенные, элек-
тропривод осуществлялся на передние и задние колеса. 

одним из путей наращивания грузоподъемности и

повышения производительности белазовские конструкто-
ры рассматривали эксплуатацию карьерных автопоездов –
седельных тягачей с полуприцепами. однако тема карьер-
ных автопоездов оказалась не перспективной: сцепка
имела большую длину и плохую маневренность. лишь
автопоезд-углевоз с донной разгрузкой Белаз-7420-9590
грузоподъемностью 120 т выпускался мелкосерийно с
1973 г., остальные модели остались опытными образцами.

жодинСкий СПецназ 

Помимо основной продукции – карьерных самосва-

лов– Белорусский автозавод производил и другую круп-
нотоннажную технику, созданную для нужд различных
отраслей экономики.

для потребностей министерства строительного и

дорожного машиностроения выпускался одноосный тягач
Белаз-531. тягач предназначался для работ с различными
прицепными машинами – скрепером, землевозом, катком,
грейдер-элеватором. машина комплектовалась двигате-
лем ямз-240 мощностью 360 л.с. Первый опытный образец
вышел в 1961 г., а первая промышленная партия – в

Карьерный самосвал белаЗ-75600 грузоподъемностью 320 т