1968г. В 1988 г. ему на смену пришел модернизированный
Белаз-7422, продержавшийся в производстве недолго. 

По заказу авиационной отрасли в 1974 г. завод разра-

ботал аэродромные тягачи: Белаз-6411 для буксировки
самолетов со взлетным весом 100 т и Белаз-7421 – 200
т. Вгоды Х пятилетки было освоено серийное производ-
ство этих машин. В 1987 г. тягачи были модернизирова-
ны и выпускались с индексами Белаз-64111 и Белаз-
74211. 

откликаясь на нужды предприятий металлургии во вто-

рой половине 1980-х годов завод приступил к созданию
специальных технологических транспортных средств боль-
шой грузоподъемности. В 1989 г. были изготовлены пер-
вые образцы таких машин: шлаковоз Белаз-7920 грузо-
подъемностью 80 т и тяжеловозная платформа Белаз-7921
грузоподъемностью 150 т. В 1990 г. изготовлен автобадь-
евоз грузоподъемностью 140 т. В том же году проведены
приемочные испытания шлаковоза Белаз-79204 грузо-
подъемностью 60 т.

С начала 1990-х годов завод приступил к производ-

ству тягачей-буксировщиков на шасси самосвалов. Со
временем линейка таких машин расширилась и стала
выпускаться на шасси самосвалов грузоподъемностью
45, 130 и 220 т.

тогда же завод создал лесопогрузчик Белаз-78201 гру-

зоподъемностью 16 т, затем на его базе в 1992 г. – фрон-
тальный погрузчик Белаз-7820 грузоподъемностью 10 т,
который в 1996 г. послужил основой для колесного буль-
дозера с тяговым усилием 32 т.

еще одно новое направление, освоенное в 1990-х

годах,– производство поливооросительных машин, пред-
назначенных для полива и орошения технологических
дорог в карьерах.

Сегодня на Белорусском автозаводе выпускается прак-

тически весь спектр перечисленных выше типов машин, за
исключением одноосных тягачей и лесопогрузчиков, пред-
лагаются модернизированные и новые модели техники.
разработаны образцы шарнирно-сочлененных самосвалов,
в числе новых разработок – фронтальный погрузчик
Белаз-78250 грузоподъемностью 22 т, оснащенный элек-
тромеханической трансмиссией, и аэродромный тягач
серии Белаз-7427, предназначенный для буксировки
самолетов с весом до 600 т.

ноВая Эра

крах социалистической системы с плановой экономикой

болезненно отразился на промышленных предприятиях
всего постсоветского пространства, Белаз не стал исключе-
нием. Производство упало с докризисных более чем 5 тыс.
машин в год до тысячи единиц и менее.

В условиях рыночной экономики завод стал в большей

степени ориентироваться на запросы потребителей, модер-
низировать серийные машины и осваивать новые модели
техники. наряду с двигателями российского производства,
традиционно используемыми на Белазах, стали приме-
няться моторы зарубежных фирм – Cummins, MTU, Detroit
Diesel и др., а также импортные генераторы, системы
управления и другие компоненты.

на протяжении 1990–2010-х годов производственная

программа пополнялась новыми моделями самосвалов,
расширялся диапазон их грузоподъемности, осваивалось
производство спецтехники. В лихие 90-е завод выпускал
малотоннажные польские грузовики и микроавтобусы
Lublin, а также прицепы к легковым автомобилям.

но, несмотря на трудности переходного периода, Белаз

выстоял и сохранил свой основной производственный про-
филь. В 1992 г. начался выпуск самосвалов Белаз-7530
грузоподъемностью 200 т. В 1994 г. в линейке карьерников
появилась головная модель нового семейства самосвалов
с гидромеханической трансмиссией – Белаз-7555 грузо-
подъемностью 55 т, освоенная в серийном производстве в
1996 г.тогда же начался выпуск самосвала Белаз-75131
грузоподъемностью 130 т – головной модели нового се -
мейства самосвалов с электромеханической трансмиссией.
В 2005 г. воплощен в металле первый образец базового
самосвала класса грузоподъемности 320-360 т Белаз-
75600. В 2012 г. собран первый образец карьерного само-
свала Белаз-75581 грузоподъемностью 90 т с электроме-
ханической трансмиссией переменного тока. В первой
половине 2018 г. представил сразу две новых модели
карьерных самосвалов – 55-тонный Белаз-7555H и Белаз-
75320 нового класса грузоподъемности 290 т.

мироВой рекордСмен

В сентябре 2013 г. Белаз представил уникальную разра-

ботку, достойную книги рекордов Гиннеса, – карьерный
самосвал Белаз-75710 грузоподъемностью 450 т, самый
большой в мире. При создании этого самосвала конструк-
торы завода отошли от классической схемы карьерных
самосвалов. на нем применена двускатная ошиновка
передних и задних колес, поворотными являются обе оси,
подвеска – со стабилизаторами поперечной устойчивости,
привод – на все колеса, силовая установка из двух дизе-
лей MTU суммарной мощностью 4600 л.с. трансмиссия –
электромеханическая, переменного тока. 

Белаз-75710 изготовлен по заказу одной из российских

горнодобывающих компаний. В 2014 г. он был запущен в
эксплуатацию, а в феврале 2015 г. по данным навигацион-
ной системы белорусский исполин перевез первый мил-
лион тонн груза.

_____
В настоящее время основными потребителями про-

дукции Белорусского автозавода являются горнодобы-
вающие предприятия СНГ и, прежде всего, России. Также
осуществляется поставка самосвалов в страны даль-
него зарубежья. В 2017 г. БелАЗ реализовал 984 единицы
техники в 28 стран мира. Темп роста реализации в
сравнении с 2016 г. составил 185,8%. При этом около 96%
продукции экспортировано. В тройку лидеров по объему
поставок вошли Россия, Узбекистан и Казахстан.
Успешным было и начало 2018 г.: с января по май пред-
приятие поставило 481 машину, что в 1,6 раза больше по
сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

спецавтотехника

25

опытный образец первого жодин-

ского самосвала белаЗ-540