заданий и сопроводительной документации. такая прак-
тика не может снизить риски использования зарубеж-
ными партнерами закупочной информации. Поэтому
профильные министерства должны совершенствовать
прозрачность закупок, осуществляемых компаниями с
государственным участием по 223-фз, и полностью их
перевести в электронную форму. 

учитывая сказанное, для увеличения производства

отечественной дорожной техники целесообразно устано-
вить особые преференции для контрагентов, использую-
щих отечественную дорожную технику в соответствии с
п. 1 части 8 ст. 3 федерального закона от 18.07.2011г.
№223-фз «о закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» (223-фз). Специалисты счи-
тают объективным соотношение используемой спецтех-
ники (будь то лизинг или какая-либо иная форма при-
влечения техники): 70% на 30% – российского про-
изводства и импортного, соответственно.

также необходимо в сжатые сроки разработать меха-

низмы субсидирования подрядных организаций,
использующих отечественную дорожно-строительную,
коммунальную, наземную аэродромную технику (по ана-
логии с постановлением Правительства рф от
27.12.2012 г. N 1432 «об утверждении Правил предо-
ставления субсидий производителям сельскохозяй-
ственной техники»). расширить практику применения
норм федерального закона № 249-фз, позволяющего
координировать деятельность заказчиков по размеще-
нию заказов на поставку отечественного промышленно-
го оборудования в рамках инвестиционных проектов.

Чтобы повысить прозрачность и конкурентоспособ-

ность закупок, осуществляемых госкомпаниями, необхо-
димо все госзакупки перевести в электронный формат,
что существенно снизит коррупционные риски, исключит
привлечение заказчиком «своих» поставщиков путем
анонимности подачи заявок участниками закупок.
минэкономразвития россии ранее сообщал, что данная
мера позволит сэкономить на закупках по 223-фз не
менее 1 трлн руб., а по 44-фз – до 300 млрд руб. в год. 

В требованиях к конкурсной документации и правилах

регистрации поставщиков в единой информационной
системе должны содержаться запреты на регистрацию
офшоров. данные о поставщиках должны загружаться
из государственных информационных систем, что позво-
лит им уже через день аккредитоваться на электронных
торговых площадках и получить доступ к торгам.
логично в электронных конкурсах ввести этап «пере-
торжки», когда до подведения итогов участник может
улучшить свое предложение. необходимо обязать
поставщиков подтверждать свое согласие с условиями

торгов и до начала конкурса представлять подробные
характеристики объекта закупки, включая страну про-
исхождения товара, его показатели и товарный знак, а
также декларировать свое соответствие требованиям
44-фз и принадлежность к субъектам малого предпри-
нимательства или социально ориентированным неком-
мерческим организациям.

В ассоциации «СПецаВтоПром» небезосновательно

считают, что введение утилизационного сбора на полу-
прицепную технику положительно скажется на разви-
тии отечественных предприятий-производителей полу-
прицепов, обеспечив рост числа рабочих мест, в том
числе и в смежных отраслях. Экспертная проверка
импортируемой техники исключит попадание на рос-
сийский рынок техники, не соответствующей требова-
ниям техрегламентов и стандартов, что так же, нарав-
не со снижением кредитных ставок для производите-
лей строительно-дорожной техники, даст дополни-
тельные возможности для развития отечественных
предприятий. 

Эксперты ассоциации призывают утвердить Стратегию

развития строительно-дорожного и коммунального
машиностроения до 2030 г., в рамках которой необходи-
мо ограничить сроки службы техники для перевозки
опасных грузов до 17 лет – это снизит аварийность и
позволит своевременно обновлять парк такой техники,
беречь окружающую среду. для защиты от непрофес-
сионалов необходимо предусмотреть обязательную про-
верку предприятий, которые заявляют себя как произво-
дители, на предмет наличия технической документации,
действующих сертификатов соответствия, производ-
ственной базы.

Включить продукцию предприятий строительно-

дорожного машиностроения в Постановление Пра -
вительства рф от 26.04.2017 г. № 496 (ред. от 13.06.2017)
«о предоставлении субсидий из федерального бюджета
российским организациям, в том числе организациям
автомобилестроения, сельскохозяйственного машино-
строения, транспортного машиностроения и энергетиче-
ского машиностроения, на компенсацию части затрат на
транспортировку продукции». 

для более эффективного решения правовых вопросов

строительно-дорожного и коммунального машинострое-
ния ассоциация «СПецаВтоПром» выступила с инициа-
тивой создания в минпромторге россии отдельного
департамента строительно-дорожного и коммунального
машиностроения. такая инициатива обусловлена посто-
янным ухудшением дел в отрасли. инициативу поддер-
жали заводы «Стройдормаш», «кормз», «Смолмаш» и
многие другие. 

спецэкономика

29

В настоящее время действуют следующие меры
поддержки строительно-дорожного машино-
строения: 

нефинансовые:
• ПП рф от 17.07.2015 № 719 критерии отнесения
техники к продукции, произведенной на террито-
рии российской федерации; 
• ПП рф от 06.02.2016 № 81 защита внутреннего
рынка от негативного воздействия самоходных
машин и прицепной техники, утративших свои
потребительские свойства.

Поддержка разработки и освоения производства
новых видов продукции:
• Субсидирование затрат на проведение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских
работ по приоритетным направлениям граждан-
ской промышленности – ПП рф от 30 декабря
2013 г. № 1312 – 406,9 млн руб. (11 предприятий);
• фрП. льготное заемное финансирование фонда
развития промышленности (5% годовых) –
571млн руб. (2 предприятия).

компенсация части производственных затрат
• ПП рф от 17 февраля 2018 г. № 163 «об утвер-
ждении Правил предоставления субсидий рос-
сийским кредитным организациям на возмеще-
ние выпадающих доходов по кредитам, выдан-
ным на приобретение сельскохозяйственной,
строительно-дорожной и коммунальной техники,
а также оборудования для пищевой и перераба-
тывающей промышленности».
• Постановление Правительства рф от 10 февраля
2018 г. № 146 «об утверждении Правил предо-
ставления субсидий из федерального бюджета
российским производителям на компенсацию
части затрат, связанных с выпуском и поддерж-
кой гарантийных обязательств в отношении высо-
копроизводительной самоходной и прицепной
техники, и признании утратившими силу некото-
рых актов Правительства российской федерации».